Наброски и зарисовки фигуры человека
Основной формой
обучения рисунку фигуры человека, конечно, является длительный рисунок, который
вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму тела, вырабатывает
чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.
Однако выполняя длительный рисунок, обучающийся порой теряет свежесть восприятия,
а подробное изучение и моделировка формы у недостаточно опытного рисовальщика
подменяется срисовыванием натуры.
Чтобы развить остроту
зрения и свежесть восприятия, умение выявить и зафиксировать главное в пластике
фигуры живого человека, необходимы краткосрочные рисунки и наброски с натуры
и по памяти.
Поскольку наброски
ограничены небольшим временем, то от выполняющего рисунок в короткий срок требуется
умение лаконичными средствами и в обобщенной трактовке передать самое существенное
и характерное в изображаемой модели – остроту движения и основные пропорции.
В наброске отражаются знания и опыт, приобретенные в изучении натуры. В набросках
надо стремиться подмечать в натуре главное и характерное, развивать способность
к наблюдению, глазомер.
На первых порах
в набросках можно использовать простые графитные карандаши с мягкими стержнями.
Затем по мере приобретения опыта можно использовать и другие материалы: карандаш
«Ретушь», прессованный уголь, сангину, соус, тушь и другие мягкие материалы.
Приступая к наброскам,
следует ставить перед собой конкретные задачи и пытаться их решить в ограниченный
отрезок времени. Например, выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы
натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять
положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение
веса и движение крупных форм.
Однако это не означает,
что все наброски необходимо начинать с построения подобной схемы. Если мы ставим
задачу передачи живого впечатления от натуры, ее движения, то главным выразительным
средством такого наброска будет живая линия, контур. Именно на контуре сосредоточено
внимание рисовальщика в первый момент. При этом построение, постановку, пропорции
следует держать в уме, а сам контур должен быть не плоской однообразной линией,
а являться границей формы. Живая, точная пространственная линия, являющаяся
средством выражения трехмерной формы, – результат долгих и целенаправленных
упражнений.
В набросках с натуры
следует пытаться передать несколькими линиями пластику фигуры, ее движение.
В зависимости от
нажима карандаша, от способа касания бумаги – острым концом или боковой поверхностью
грифеля – можно получить широкие или узкие, темные или светлые, мягкие или жесткие
линии.
Выполнение набросков
и зарисовок не только с натуры, но по памяти и представлению активизирует и
дополняет работу с натуры. Такие наброски углубляют наши знания в натуре и,
в конечном счете, служат воспитанию образного видения.
Автор : Лобов В.В., редактор: Александрова Л.И.
http://abc.vvsu.ru/Books/risunok
< назад - содержание >