Постановка фигуры

          Для понимания движения фигуры, для прочного ее построения и постановки необходимо уяснить роль и положение центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. Площадь опоры получается в результате соединения точек касания фигурой горизонтальной плоскости. Чем больше площадь опоры и чем ниже центр тяжести, тем устойчивее положение фигуры. Самое устойчивое положение у человека, лежащего на горизонтальной плоскости с раскинутыми руками и ногами или висящего на перекладине.
          В первом случае мы имеем большую площадь опоры и относительно низкое нахождение центра тяжести. Во втором случае центр тяжести находится значительно ниже точки опоры. Чем ближе к краю опорной площади падает вертикаль центра тяжести, тем менее устойчиво равновесие. Равновесие у стоящего на одной ноге человека малоустойчиво, так как вертикаль центра тяжести падает близко к границе опорной площади и при колебаниях может выйти за ее границу.
          При наклонах фигуры вертикаль приближается к краю площади опоры, а при сильных наклонах выходит за ее черту, поэтому при сильных наклонах надо перемещать центр тяжести обратно, а для этого переносить часть туловища в противоположную сторону или иметь дополнительную точку опоры. Например, при наклонах вперед таз переносится назад. Если попробовать наклониться, став вплотную пятками к стене, то это не удастся сделать: туловище будет падать, так как таз нельзя перенести назад. Если нести в одной руке тяжесть, туловище надо отклонить в противоположную сторону. Человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей затрате мышечной силы. Тело автоматически компенсирует даже малую потерю устойчивости, которую может вызвать и небольшое движение.
          Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластичности фигуры.
          В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Это несколько выше середины всей высоты фигуры, но при наклонах он может перемещаться в направлении наклона.
          При рисовании спокойно стоящей фигуры спереди или сзади для определения центра тяжести пользуются вертикальной линией, опущенной из яремной выемки или от седьмого шейного позвонка. Дело в том, что эти опорные точки отлично видны на фигуре любой комплекции.

          Попробуем рассмотреть применение этих опорных точек в построении фигуры на конкретном примере.
          Наиболее часто встречающаяся постановка в учебном рисунке – это изображение фигуры натурщика с опорой на одну ногу. Постараемся увидеть всю фигуру целиком от головы до следков ног и определить ее движение. Для этого отметим на ней главную линию. Эта линия, при рисовании спереди, начнется от яремной выемки, пройдет через центр грудины, затем вдоль белой линии живота, пересечет пупок и опустится вниз вдоль внутреннего контура опорной ноги к внутренней ее лодыжке. При рисовании сзади эта линия пойдет от седьмого шейного позвонка вдоль позвоночного столба через крестец и опустится вдоль внутреннего контура опорной ноги к лодыжке. Начало и конец этой линии будут лежать на одной вертикали, определяющей положение центра тяжести. Правильно найденная центральная линия движения помогает верно поставить фигуру.

          Поскольку фигура опирается на одну ногу, то таз будет отнесен в сторону опорной ноги и наклонен в сторону свободной. Отсюда свободная нога становится как бы длиннее и может быть согнута в коленном суставе. Верхняя часть фигуры для сохранения равновесия наклоняется в сторону несущей тяжесть ноги. Таким образом, возникают две контрастные линии: осевая линия, проходящая через таз, которая поднимается со стороны опорной ноги выше, чем со стороны расслабленной ноги, и осевая линия, идущая через плечевой пояс и принимающая противоположное направление. Шея, продолжая движение позвоночного столба, также направлена в сторону несущей ноги; голова же повернута к шее под углом, на который указывает линия глаз. Обычно плечевой пояс выше с той стороны, куда повернута голова. При построении опорной ноги следует наметить основную линию, идущую вдоль нижней конечности от большого вертела к внутренней лодыжке.
          Верный способ почувствовать движение и равновесие фигуры – встать самому в позу, принятую натурщиком.
          При передвижениях центр тяжести может выходить за пределы площади опоры и фигура удерживается от падения за счет сил инерции. Так при ходьбе или беге человек постоянно выносит центр тяжести за площадь опоры. Иначе никакое движение фигуры было бы просто невозможно.


Автор : Лобов В.В., редактор: Александрова Л.И.
http://abc.vvsu.ru/Books/risunok

< назад - содержание - вперед >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service